В предстоящих матчах место в атаке сборной России, вполне вероятно, достанется лучшему на сегодня бомбардиру премьер-лиги

Александр КЕРЖАКОВ

 

ХОЧУ ПРИВЕЗТИ ИЗ ДУБЛИНА ТРИ ОЧКА И СВИТЕР ГИВЕНА

 

     На следующий день после матча "Зенит" - "Уралан" спросила у 20-летнего нападающего петербуржцев, лучшего игрока матча (три гола, две передачи, заработанный пенальти, 8,0 от "СЭ", выход на первое место в списке снайперов премьер-лиги и повторение российского рекорда Поповича - 30 голов за клуб): "Ну как оно, бремя славы?"

 

     - Какое бремя? Какая слава? - заспорил Кержаков. - Год назад в подобной ситуации ощущения и вправду были особенными. Сейчас - нет. Не потому, что привык. Но если от рекордов нет пользы команде, радости они не приносят.

 

     Следующий тур сложился для Кержакова и его "Зенита" не слишком удачно - на "Петровском" не удалось взять у динамовцев реванш за 1:7 в первом круге.

 

НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА СРАВНИВАЮТ. ДАЖЕ С ВАН НИСТЕЛРОЕМ

 

     - Читаете гостевую "Зенита"?

 

     - Нет. Не люблю Интернет и компьютеры вообще. Кроме компьютерных игрушек.

 

     - Но вам интересно, что писали там после "Динамо"?

 

     - Интересно.

 

     - "Эта ничья на совести Кержакова". "Кержаков показал, что может забивать только клубам уровня "Уралана". Комментарии будут?

 

     - Наверное, те, кто так написал, весь сезон были в отпуске и не видели, как я забивал ЦСКА и "Локомотиву".

 

     - "Зенит" сыграл на своем уровне. За исключением Кержакова, который то играет в силу ван Нистелроя, то превращается в Монарева". Это тоже с гостевой.

 

     - Во-первых, не нужно обижать Монарева: в некоторых играх он показывал приличный уровень. Во-вторых, нападающие - зависимые люди. В матче с "Динамо" моменты были и у меня, и у партнеров. Но в тот день от "Зенита" отвернулась удача, мяч никак не шел в ворота, к тому же на высоте был Роман Березовский. А сравнений не люблю. Даже когда меня сравнивают с Нистелроем.

 

     - Почему из плюсов календаря - три домашних матча подряд - "Зенит" смог извлечь лишь четыре очка?

 

     - Если бы каждая команда в каждом матче брала дома три очка, а на выезде проигрывала - что был бы за чемпионат? Кто-то проигрывает. Кто-то выигрывает. Кто-то не может забить. Кто-то забивает семь мячей в одной игре. Этим футбол и привлекает зрителей. Можно рассуждать, где был бы "Зенит", набери мы девять очков в трех последних матчах. А можно повернуть иначе: не забей мы победные голы на последних минутах в выездных встречах с "Металлургом", "Торпедо" и "Аланией", шли бы сейчас на восьмом месте.

 

НОВЫЙ СПОСОБ ОТМЕЧАТЬ ГОЛ - НЕ ОТМЕЧАТЬ ВООБЩЕ

 

     - После 23 туров на счету лучшего бомбардира премьер-лиги - всего 10 голов. С каждым годом в чемпионате России снижается результативность нападающих. Почему, на ваш взгляд?

 

     - Наверное, потому, что клубы усилились качественными легионерами, особенно в защитных линиях. Забивать становится все труднее. В нынешнем сезоне крупных побед не очень много, что, по-моему, говорит о росте уровня нашего первенства - оно уже не делится на явных фаворитов и аутсайдеров. Но, думаю, до окончания чемпионата лучший бомбардир все же достигнет отметки в 15 голов.

 

     - Себя имеете в виду?

 

     - Не только.

 

     - Вы второй сезон лидируете в списке лучших бомбардиров премьер-лиги, но почему-то никогда не рассказывали о том, что чувствуете, когда мяч после вашего удара оказывается в сетке.

 

     - Моральное удовлетворение. На душе становится легко. Но - только на короткое мгновение. Ведь до финального свистка выключаться из игры нельзя даже по таким приятным поводам. А после матча... Наверное, это ощущение можно назвать самоутверждением. Его испытывает каждый человек, когда понимает, что хорошо сделал свою работу. Так и в вашем журналистском деле, и в моем футбольном, и во всех остальных.

 

     - А что ощущаете, когда промахиваетесь?

 

     - Смотря в какой ситуации. Если мажешь из выгодного положения, чувствуешь внутреннее опустошение. Горечь. Какой-то серый осадок на душе. Охватывает мысль: как же ты мог вот так?! Но оцепенение через доли секунды улетучивается: матч продолжается, нужно играть дальше. А когда не позволяет забить классная игра соперника...

 

     - ...например, Березовского, который в последнем туре непостижимым образом вытащил мяч после вашего удара незадолго до финального свистка.

 

     - В том эпизоде я в принципе сделал все, что мог. Может, следовало пробить низом, что было бы неудобнее для вратаря. Но в игре нет времени на долгие раздумья. Как и на оценку хороших действий соперника. Она появляется только после матча. А Березовский и правда сыграл классно.

 

     - Придумали ли вы в этом сезоне какие-нибудь новые способы отмечать забитые голы?

 

     - Да. Один способ. Не праздновать их вообще. Подумал, это может быть интересно. "Внедрил" в выездном матче с "Торпедо". Пожалуй, этого на сезон достаточно. Не перед каждой же игрой что-то изобретать.

 

     - Правда, что теперь вам футбол снится гораздо реже, чем в прошлом году, когда это происходило дважды в неделю?

 

     - Сниться-то он снится, но нет ничего, что запомнилось бы, никаких интересных сюжетов. Обрывки какие-то. Иногда перед матчами "Зенита" вижу, что мы выигрываем у кого-то, даже счет знаю, но это никогда не совпадает с тем, что потом происходит на самом деле. Поэтому лучше, когда снится, что проигрываем. Иногда снятся матчи других команд нашего чемпионата. Бывает, что за другую российскую команду играю. Это не "Зенит", но что за клуб - не понимаю. Может, и нет такого вовсе.

 

     - Что думаете об обетах молчания, на которые сегодня, похоже, мода в премьер-лиге?

 

     - Я с ними не сталкивался, в "Зените" никогда не запрещали говорить. Сам брал паузу в прошлом сезоне, когда вокруг меня было слишком много шума. Но запрещать говорить целым командам? Мне это непонятно и чуждо. Это очень осложняет жизнь журналистам, а болельщики не могут узнать, о чем думают их любимые игроки. Наверное, у руководителей команд есть причины вводить подобные запреты, но, будь я на их месте, - никогда не приказывал бы игрокам не общаться с журналистами. Все мы стремимся выйти на европейский уровень, но в Европе такого не бывает, футболисты отвечают на вопросы прессы при любом исходе матча. Сам иногда грешу тем, что после неудачных игр стараюсь избежать журналистов, но вовсе не потому, что они меня раздражают. Просто на душе мерзко, и говорить в таком состоянии не хочется. Хотя в какой-то мере это непрофессионально.

 

РАДИМОВ РАССКАЗАЛ, ЧТО ЯРЦЕВ - ОТКРЫТЫЙ И ОБЩИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

     - Что вы знаете о новом главном тренере сборной Георгии Ярцеве?

 

     - Лично пока не знакомы (беседа состоялась до того, как сборная России заехала на базу в Бору. - Прим. Д.Ю.). Знаю, что Ярцев был хорошим игроком. А основные воспоминания связаны с его работой главным и вторым тренером в "Спартаке". С золотым матчем в 96-м году против "Алании" у нас на "Петровском". Мне было почти 14. Правда, я на тот матч не попал, хотя билет был. Погода стояла плохая, холод и дождь, не хотелось поздно возвращаться в интернат. Пришлось продать билет у входа на стадион.

 

     - За сколько?

 

     - За 35 или 45 рублей.

 

     - Как потратили вырученные деньги?

 

     - Купил еды. Не помню, какой конкретно, но что-то вкусное.

 

     - Давайте все-таки вернемся к новому главному тренеру сборной.

 

     - Кроме того, что Ярцев - приверженец спартаковского стиля, что он, как показал опыт 96-го года, доверяет молодежи, мне пока нечего рассказать.

 

     - Спрашивали о нем у Радимова, который играл под руководством Ярцева в "Динамо" в 99-м?

 

     - Спрашивал. Влад сказал, что Ярцев открытый, общительный человек, который любит поговорить с игроками вне поля.

 

     - Что чувствует игрок, когда в команде - не важно, в клубе или в сборной - меняется тренер?

 

     - В прошлом году, когда за один сезон в "Зените" сменились три тренера, я привык к этому. Все происходит быстро, раз - и первая тренировка. Когда не знаком с человеком, не знаешь, чего от него ждать. Не только в футболе, но и вообще в жизни. Поначалу ждешь, когда человек первым пойдет на контакт. Пытаешься что-то узнать у тех, кто с ним работал. Но волнения и тревоги нет.

 

     - Неужели не думаете: а вдруг мне места не найдется?

 

     - Это уж от меня зависит. Если тренер вызывает в сборную, значит, имеет представление о моей игре. А закрепиться в составе - моя задача и вопрос профессионализма.

 

РУКА НА СЕРДЦЕ, ДУМАЮ, БУДЕТ

 

     - Можно ли сравнить сегодняшнюю ситуацию сборной с той, что была в июне 99-го перед поездкой сборной России на "Стад де Франс"? Имею в виду не турнирное положение, не разницу между ирландцами и французами, а нечто большее - "последний и решительный", "отступать некуда, позади Москва", и так далее.

 

     - Думаю, ситуации похожи. Как и тогда, это последний шанс. Только при условии побед в оставшихся матчах можем выйти на ЧЕ. А вот Францию и Ирландию сравнивать не надо. Мне кажется, тогдашние чемпионы мира вполне могли недооценить Россию. Хотя наши сыграли здорово. А разница в том, что сейчас ирландцам победа нужнее, чем тогда французам.

 

     - И в том, что в сборную пока еще не перестали верить?

 

     - Не знаю, как у болельщиков, но у меня вера в сборную никогда не пропадала и не пропадает.

 

     - Но вы же отдаете себе отчет, что Россия может остаться без Португалии? К великому сожалению, такой вариант очень даже вероятен.

 

     - Это с какой стороны посмотреть. Так, наверное, думают пессимисты. А с точки зрения оптимистов еще ничего не потеряно.

 

     - Так вы оптимист?

 

     - В футбольном плане - да.

 

     - Когда отступать некуда - вас это сковывает? Или наоборот?

 

     - Ты выходишь против соперника, которого уже обыгрывал. Не понимаю, по каким причинам и на этот раз нельзя его обыграть?! Год назад мы победили по делу, были сильнее ирландцев. И за это время слабее не стали. Что касается ответственности - в обычной жизни, вне поля, она сильнее давит. А в игре... Во-первых, стараюсь не забивать себе голову высокими материями, а концентрироваться на футболе. Во-вторых, что такое груз ответственности? Есть ответственность - значит, в тебя верят. В тебя верят - значит, есть на то основания. Если мы дали повод надеяться - значит, мы способны решить задачу. Это придает сил.

 

     - О чем думаете, когда перед матчем исполняется гимн России?

 

     - Ты словно перестаешь замечать, в какой стране, на каком стадионе находишься. Ударные, духовые, особенно в последних аккордах гимна, завораживают душу, и мурашки бегут по коже.

 

     - Будете ли вы при звуках гимна держать руку на сердце теперь, когда Газзаев ушел?

 

     - Хотя и не считаю, что патриотизм проявляется в том, держишь ты руку на сердце или нет, это хорошее нововведение. Дань уважения стране, народу. Мы с ребятами еще не говорили, как поступим, но, мне кажется, этот жест останется. Раз уж решили в начале отборочного цикла прикладывать руку к сердцу, теперь отказываться от этого только потому, что сменился тренер, на мой взгляд, было бы некрасиво и непонятно.

 

     - Едва ли не единственным утешением в матче с Израилем было ваше взаимодействие с Сычевым. Такое, будто вы сто лет вместе играли. Дружба за пределами поля помогает?

 

     - Взаимопонимание в жизни переходит и на футбол. Все получается само собой - смотришь на человека и знаешь, будет ли он делать передачу или ударит сам, а тебе следует бежать на добивание. Заранее мы с Димой ни о чем не договаривались. Не было такого: если я буду смотреть туда, ты побежишь туда, а если я подмигну левым глазом, ты дашь мне пас. У меня с Сычевым в сборной взаимодействие примерно то же, что с Аршавиным в "Зените". Это внутреннее ощущение, его трудно объяснить словами. Вообще с футболистами высокого класса, к которым относятся в сборной все, играть легко.

 

     - После матча с Израилем и Газзаев, и Вячеслав Колосков в один голос обвиняли игроков в безволии и нежелании биться. Есть что возразить?

 

     - В глазах ребят перед матчем я не видел такого: "Не хотим и не будем играть". Все прекрасно осознавали, что играют за страну. Могу понять разочарование болельщиков и сам в глубине души никогда не смирюсь с тем, что Израиль оказался сильнее. Но ожидал, что придет больше зрителей. На матче сборной всего пять тысяч болельщиков! Это удивило. Когда мы вышли на разминку, стадион был пуст; я до последнего надеялся, что до свистка он все же заполнится. Хотя бы наполовину. Безусловно, профессионалы должны играть в любых условиях, особенно - в футболке сборной. Но после матча это как-то отложилось в голове. А про безволие? Я нашу игру безвольной не назвал бы.

 

     - Ладно, это дело прошлого. Сейчас на повестке дня Ирландия, которую вы в первом матче огорчили дважды, пусть последний гол и записали на защитника ирландцев Бэбба. Вспоминаете?

 

     - Конечно. Помню тот матч не только из-за своего гола, а потому, что мне впервые доверили сыграть в сборной большой отрезок - 45 минут. Тем более с соперником, который считается фаворитом группы. Это был настоящий праздник футбола. Такое не забывается.

 

     - И что нужно сделать для повторения этого праздника в Дублине?

 

     - То, что можем противопоставить ирландцам, мы уже показали в первом матче. Нужно действовать в такой же манере, как год назад.

 

     - Но тогда мы играли дома.

 

     - Фактор поля важен, но от него можно отключиться. Так чаще и бывает - выходишь на поле и со свистком перестаешь обращать внимание на трибуны. Я имел в виду прежде всего скорость и агрессию.

 

НА ПАРУ С СЫЧЕВЫМ МНОГО ЗАБИЛИ ЗА "ЭСТРЕМАДУРУ"

 

     - Как вам проще - перед важным матчем себя "накручивать", по недавнему примеру Радимова, у которого на столе перед игрой с "Динамо" лежал "СЭ" с "шапкой" "7:1 - и без Хоттабыча", или, наоборот, отрешиться от всего и успокоиться?

 

     - Можно до такой степени отрешиться, что этим еще больше себя "накрутишь". На матче не зацикливаюсь, но в облаках, конечно, не витаю. Газет на стену не вешаю. В день игры могу почитать "СПОРТ-ЭКСПРЕСС", но по сто раз статьи перечитывать с целью "завестись" не буду. Короче, обычный день, но вечером у нас игра. Есть люди, которые полностью отключаются от внешнего мира. Я не такой. Если нужно, звоню кому-то. А родители стараются не беспокоить меня телефонными звонками.

 

     - Они поедут в Дублин?

 

     - Нет. Они не хотят за границу. Им больше нравится отдыхать у бабушки в Тверской области.

 

     - Космонавты по старой традиции перед полетами смотрят "Белое солнце пустыни". Будь ваша воля, какой фильм вы смотрели бы перед важнейшими матчами?

 

     - Наверное, веселый. Какую-нибудь русскую комедию. "Покровские ворота", "Бриллиантовую руку", "Служебный роман" - что-то из них. Точно не боевики - не люблю американские фильмы. А будь тренером, предоставил бы выбор фильма самим игрокам. Смотрите что хотите, только играйте.

 

     - Даже "Девять с половиной недель" и "Последнее танго в Париже"?

 

     - Если эти фильмы помогут хорошо играть - ради бога. Но вообще-то не люблю смотреть кино накануне игры. У меня другое развлечение - приставка с компьютерными играми. Она на карантинах всегда со мной.

 

     - Во что играете?

 

     - Конечно, в футбол! В "ФИФА-2003". Беру слабые команды из второй лиги испанского или итальянского чемпионата, поднимаю их, выигрываю престижные трофеи, а потом выгодно продаю игроков.

 

     - А за сборную России играете на компьютере?

 

     - Играю. С ней победил уже на нескольких чемпионатах мира - после настоящего, 2002 года.

 

     - Себя в состав включаете?

 

     - А как же! За какую команду ни играл бы, первым делом покупаю Сычева и Кержакова. Мы за "Эстремадуру" уже прилично наколотили.

 

     - Что хотели бы привезти из Дублина? Помимо трех очков, разумеется?

 

     - Мне больше ничего не надо. Хотя... Было бы неплохо обменяться футболками с первым номером ирландцев Гивеном. Для подарка младшему брату Мише. Он в воротах играет. За юношескую сборную.

 

Hosted by uCoz