Георгий ЯРЦЕВ

СОСТАВ НА ИГРУ С УЭЛЬСОМ В МОЕЙ ГОЛОВЕ УЖЕ СОЗРЕЛ

 

     Места действия у главного тренера сборной России нынче сплошь знакомые. И на базе в Тарасовке, и на стадионе в Черкизове (пусть не новом, а том еще, "дореволюционном") Ярцев квартировал в годы обоих своих спартаковских чемпионств - как игрока в 79-м, так и тренера в 96-м.

 

     Станет ли счастливым его третье пришествие на родную, хотя тоже уже перестроенную, базу? Со смены дислокации сборной в канун стыковых игр против Уэльса и начался в понедельник вечером разговор корреспондента "СЭ" с Ярцевым.

 

Игорь РАБИНЕР

 

ТАРАСОВКА ПРЕВОСХОДИТ БОР ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ

 

     - Как вам новая Тарасовка?

 

     - Великолепно. И с тренировочной, и с бытовой, и с медицинско-диагностической точек зрения. Все сделано на высшем европейском уровне, и я очень рад за нынешнее поколение спартаковцев: им созданы фантастические условия для работы. В последние годы мне редко доводилось здесь бывать - собирались, скажем, старым "Спартаком" на юбилей нашего повара, Анны Павловны Чуркиной. Но времени осмотреть базу детально прежде не хватало. Поэтому сегодня мы с Ринатом Дасаевым приехали в Тарасовку первыми. Хотелось оглядеться, посмотреть на поле, познакомиться с новым руководством базы.

 

     - Признайтесь: ностальгические соображения сильно сказались на выборе места подготовки к решающим матчам?

 

     - Никакого квасного патриотизма в этом выборе не было. Конечно, ностальгия была и есть. Тарасовка - это большая часть моей жизни, лучшая часть. И не только, кстати, футбольной: здесь до переезда в Москву жила моя семья. Но я остановил выбор на этой базе исключительно потому, что здесь созданы все условия для подготовки к матчу.

 

     Мы очень благодарны также и президенту ЦСКА Евгению Гинеру, предложившему базу армейцев, но на итоговом решении сказалась географическая близость Тарасовки к Черкизову. Не исключено в связи с этим, что предыгровую тренировку проведем на "Локомотиве".

 

     - В чем-то Тарасовка уступает Бору?

 

     - Не думаю. В Бору нам были созданы прекрасные условия, в сентябре и октябре он устраивал нас по всем параметрам - но не сейчас. Два отрицательных момента - поле без подогрева и отсутствие искусственного освещения - не позволили там остаться. После перехода на зимнее время в Бору невозможно проводить вечерние тренировки, которые необходимы. Тарасовка превосходит Бор хотя бы потому, что первая строилась как спортивная база, а второй - как дом отдыха.

 

     - Другие города в роли временной штаб-квартиры сборной рассматривались?

 

     - Да, но в "глубоком запасе" по сравнению с подмосковными вариантами. Одни перелеты чего стоят: даже в Тарасовке сборная соберется в полном составе дай бог часам к девяти вечера. Пока жду всех, не могу даже собрание провести и поздравить Сергея Овчинникова, выдающегося российского футболиста, с днем рождения, Виктора Онопко и Дмитрия Аленичева - с присвоением звания заслуженных мастеров спорта России, а Александра Мостового - с первой в истории специальной медалью Госкомспорта. В наших условиях каждая минута дорога, а теперь подумайте, когда бы мы собрались все вместе в другом городе...

 

     - За что, кстати, отмечен высшим спортивным званием Аленичев?

 

     - Он стал первым российским футболистом, который завоевал европейский Кубок - пусть и в составе португальской команды. Играл в основном составе и даже забил в финале мяч.

 

     - Победы над Швейцарией и Грузией были одержаны после подготовки в Бору. Не боитесь, что со сменой базы от вас уплывет удача?

 

     - Спортсмены - люди суеверные, а потому сомнения в пользу Бора в этом отношении были. Но нам надо работать, а не думать, где повезет, а где нет.

 

     - Были в вашей тренерской биографии эпизоды, когда суеверия срабатывали?

 

     - На финал Кубка России в 99-м между "Динамо" и "Зенитом" оделся "неправильно". И после того, как проиграли, пиджак полетел в помойку.

 

ХОХЛОВ? СЕМШОВ? ГАДАЙТЕ-ГАДАЙТЕ

 

     - Ранее вы предполагали, что пригласите на сбор перед Уэльсом 25 игроков. С чем связано, что в итоге их 23?

 

     - Более того - во вторник их будет 22. По семейным обстоятельствам базу вынужден покинуть Вадим Евсеев. Это большая потеря и для команды, и для меня, но обстоятельства очень серьезные. Его маленькой дочери в Мюнхене предстоит операция на сердце, и держать игрока, который душой будет со своей семьей, было бы преступно. Заметьте: несмотря на такую ситуацию, Вадим нашел возможность приехать в Тарасовку, и это исчерпывающе говорит и о человеке, и о его отношении к сборной. Мы с ним обговорили, что если удачно сложатся обстоятельства, то он вернется и будет вместе со всеми готовиться к первому матчу. Дай бог, чтобы все было хорошо.

 

     - Чуть больше недели назад мы видели, как Евсеев приезжал к вам в РФС. Именно по этому вопросу?

 

     - Да. Так что ситуация неожиданной для меня не стала.

 

     - Вы в курсе, что ограбили жену Алексея Смертина?

 

     - (Меняется в лице.) Нет. Что случилось? Лешу на базе уже видел, вместе с Онопко он по собственной инициативе отправился на пробежку, но о случившемся мне ничего не сказал. А до тех пор, пока не узнаю все из первых рук, комментировать права не имею.

 

     - Вернемся все же к сокращению списка.

 

     - Одну из потерь могу назвать - это сломавший палец Ковтун. Что касается второго... Обойдемся без фамилии, но его привлечение в состав показалось мне нецелесообразным, потому что на этой позиции у нас и так большая конкуренция, и человек был бы в явном резерве. Тут я поступил так же, как перед матчем с Грузией, когда не выдергивал игроков понапрасну. Рад, что до сих пор чье-то непопадание в заявку или в состав не создавало дискомфорта в команде, что все правильно понимали положение, в которое попала сборная. Но резать по живому - очень болезненный процесс, и я никогда об этом не забываю.

 

     - И все же - кто этот 25-й инкогнито? Хохлов? Семшов?

 

     - Гадайте-гадайте. Еще раз повторю: люди, которых я вызвал на первый сбор и которые меня не подвели, будут идти со мной до конца. Я в них верю. Это не значит, что я не верю в других. Но имеет право тренер на свой выбор? Так вот мой выбор на этом этапе работы - такой!

 

     - Неужели вас не впечатлила игра Хохлова в Лиге чемпионов?

 

     - Без комментариев. (Пауза.) Впрочем, ладно. Во-первых, один гол еще не говорит о мастерстве футболиста. А главное, полузащита укомплектована, в ней и так серьезная конкуренция. Смертин, Гусев, Алдонин, Радимов, Лоськов, Есипов, Мостовой, Титов, Аленичев, Измайлов... Думаю, в средней линии даже переизбыток игроков. Но, разумеется, ни Хохлову не закрыта дорога в сборную, ни Карпину. Вот играл хорошо Акинфеев - и он здесь. Вызвал бы еще и Аршавина, если бы у меня было побольше времени, чтобы познакомиться, посмотреть на этого футболиста. Еще пять-шесть игроков готовы влиться в команду. Но зачем дергать их, заранее зная, что они не окажутся даже в запасе?!

 

     - Аленичева вы видите скорее в центре или слева?

 

     - (Пауза.) Он универсальный игрок. Может помочь команде на любой позиции в полузащите. Меня абсолютно не удивило, что после серьезной травмы он очень быстро набрал форму и забил два победных гола "Марселю". Дмитрий вообще очень результативен для полузащитника.

 

КРЕСТНЫМ ГУСЕВА ПОКА НЕ ЯВЛЯЮСЬ

 

     - Вы всегда были сторонником клубных связок - и в обороне, и в атаке. Означает ли невызов Хохлова, что у Лоськова вновь мало шансов попасть в стартовый состав?

 

     - Лоськов - универсальный игрок, он может играть в любой связке. О нем я уже говорил. Очень хочу, чтобы он играл. Тем более при том, какой футбол он сейчас показывает. Но до сих пор конкретные тактические обстоятельства не позволяли Диме выйти на поле. Но я благодарен и Лоськову, и другим ребятам, остававшимся в запасе, что они терпели и не роптали. Вообще ни один из футболистов ни в игре, ни на тренировках, ни в быту меня не подвел.

 

     - Видите ли вы в центре поля одного полузащитника оборонительного плана? То есть, если не успеет восстановиться Смертин, насколько велика вероятность появления в составе Алдонина?

 

     - Существует тактика своего и чужого поля. Забегать вперед и конкретизировать состав пока не хотел бы - футболисты ведь тоже все читают. Единственное - знаю, что и трибуны Черкизова, и положение команды, в первом матче играющей дома, заставят нас атаковать. Но и это надо делать разумно. Не забывая о тех же рикошетах, которые в предыдущих матчах постоянно направляли мячи в наши ворота.

 

     В моей голове состав созрел - но это еще ни о чем не говорит. Во-первых, я пока не знаю результатов комплексного медобследования, которое игроки проходят сегодня и для которого в Тарасовке, к счастью, есть все условия. Во-вторых, с большинством футболистов еще не беседовал и не в курсе, в каком они находятся состоянии - физическом и психологическом. У одних сегодня все в порядке с клубной мотивацией - люди играют в чемпионатах своих стран, в Лиге чемпионов. Вторые уже завоевали российские медали - кто золотые, кто серебряные, и у них уже наступили праздничные дни. Третьи - такие, как Онопко, Есипов, Алдонин - из последних сил цеплялись за место в премьер-лиге. В оценке их состояния помогут и визуальные наблюдения, и тренировки, и результаты диспансеризации. Предстоит понять множество нюансов и за четыре дня привести и здоровье, и состояние игроков к общему знаменателю. Словом - кропотливейшая работа, о которой за пределами базы никто не имеет представления.

 

     - Вас не беспокоит волна слухов о грязных играх в последних турах чемпионата России? Не могло ли возможное участие в них ударить по моральному состоянию ряда игроков сборной? Футбол-то рано или поздно наказывает за нечистоплотность.

 

     - Об этом ничего сказать не могу. Что называется, котлеты отдельно, мухи отдельно. То был чемпионат, это - сборная. Все отношения между клубами, все конфликты и недомолвки, вообще все внешние факторы должны остаться за стеной базы. Здесь, конечно, проявляется и педагогическая жилка тренера. Моя обязанность - внушить игрокам, что, как бы пафосно это ни звучало, они приехали сюда, чтобы отстоять честь футбольной России. Шажочки уже сделаны, предстоит решающий шаг.

 

     Сразу скажу, поскольку уверен, что такой вопрос последует: не знаю, почему Булыкин не забивает в "Динамо". Не знаю, заболел он у них звездной болезнью или нет. У меня это игрок основного состава, бомбардир. Не ленив, боевит, настроен на игру. У меня к нему претензий нет. Все остальное же - не мое дело. В комментариях тренеров о работе своих коллег должна присутствовать корпоративная этика. Не суди, и не судим будешь.

 

     Вот специалисты заговорили - нет, мол, чемпионской игры у ЦСКА. Позвольте - команда с первого и до последнего тура шла во главе таблицы, и разрыв иногда достигал 11 очков. Хочешь сказать, что такой футбол не заслуживает чемпионства, - докажи другим. Красочным, зрелищным, результативным. Дело надо делать!

 

     - Раз заговорили о ЦСКА, вас не беспокоит противостояние на левом фланге валлийской атаки, где, вероятно, будет действовать Гиггз? У Гусева-то оборонительная репутация не слишком грозна, а вопрос с Евсеевым остается открытым.

 

     - Последнее время вокруг Гусева почему-то идет нагнетание страстей. Считаю это неверным. Да, у него поменялась манера игры, в "Динамо" у меня он был более комбинационным игроком. Для примера его тогдашней разносторонности не устаю напоминать, что он и левого полузащитника мог сыграть. Но футболиста нельзя переделать за четыре дня. У меня он проводит несколько игр за сезон, в ЦСКА - 60. Надо использовать те лучшие качества, которые у него есть сейчас, когда на весах победы армейцев в первенстве - его весьма тяжелая гирька.

 

     К тому же в обороне у ЦСКА он не слишком задействован лишь потому, что, видимо, такова тактика командной игры. Игрок действует так, как от него требуют Вот Булыкин. С ирландцами он отходил назад. И будет отходить с Уэльсом, потому что верховая борьба - это его сильная сторона. А с Грузией я не видел смысла, чтобы Булыкин бегал назад, боролся, выбивал мячи из своей штрафной.

 

     - Как вы относитесь к высказываниям, что Ярцев попросту не может не выпускать на поле Гусева, поскольку в июле стал его крестным?

 

     - Во-первых, информация ошибочная: я еще не стал крестным Ролана. Да, мне было это летом, еще до сборной, предложено, что считаю за честь. Но связывать это с составом сборной... Скажу так: конкуренция на это место есть. Однако Ролан не показал ни бессилия, ни нежелания играть за сборную.

 

     - Собираетесь кого-то "разменивать" на Гиггза?

 

     - В сборной Уэльса функции этого игрока шире, чем в "МЮ", хотя и там они разнообразны. Тем не менее не думаю, что на своем поле есть смысл на такой "размен". А на выезде - посмотрим.

 

СЕЙЧАС РИСКНУЛ БЫ СЫГРАТЬ С ИРЛАНДИЕЙ В ОТКРЫТЫЙ ФУТБОЛ

 

     - Вы сами заговорили о рикошетах в наши ворота, которые случались в каждом матче сборной. Видите в них какую-то закономерность?

 

     - Можно, конечно, говорить об отдельно взятых случайностях - но это было бы самообманом. Претензий к отдельным игрокам по этим эпизодам я предъявить не могу, технических и тактических ошибок они не совершили. В то же время ясно, что мы что-то упускаем в организации игры в обороне. Да хотя бы даем соперникам бить. Были бы "накрыты" эти удары - не случилось бы никаких рикошетов!

 

     - Какие-то свои осенние решения сейчас пересмотрели бы?

 

     - Знал бы ситуацию наперед, может быть, рискнул бы сыграть с Ирландией в открытый футбол. В идеале можно было бы усилить атаку Сычевым. Но в Дублине еще и обстоятельства сложились так, что мне нужно было придерживать единственную остававшуюся замену до конца.

 

     Задним умом, как известно, все хороши. Я вот не понимаю реакции на результаты жеребьевки ряда специалистов, которые в полный голос утверждают: мы должны, обязаны пройти Уэльс! Где же вы раньше, такие смелые, были? Почему не захотели взять сборную, когда ее все без исключения "хоронили"? Только начали выбираться, как у нас опять появились эти имперские замашки: сам черт нам не брат, Уэльс - не команда.

 

     Надо жить реалиями. Да, мы вылезли из безнадежной ситуации. Без-на-деж-ной. Условно говоря, из десяти обстоятельств девять тогда были против нас. Единственное - все, к кому я обратился с просьбой сыграть за сборную, ответили согласием. И все смогли выстоять в тяжелейших условиях.

 

     Не считаю себя спасителем российского футбола или кем-то в этом роде. Мне было сделано предложение, и я не имел права отказаться, поскольку не хотел быть похожим на страуса, при первой опасности зарывающего голову в песок. Пока мы работали нормально, но еще не довели дело до конца. Поэтому я и не витал в облаках и не посчитал возможным подписать новый контракт, предложенный мне РФС. Пусть у меня был изначальный договор на три игры - что, после них должен был встать в позу, начать выбивать себе новые условия? Не сделав дела-то?!

 

ВЫСЛУШИВАЮ ДАЖЕ БРЕДОВЫЕ ИДЕИ

 

     - Одно из непременных условий успеха в сборной - рабочий контакт ее главного тренера с тренерами ведущих клубов. Вы часто с ними общаетесь?

 

     - В начале работы со сборной у меня были подробные разговоры и с Семиным, и с Петржелой. Недавно общался с Газзаевым и Тархановым. Если мне требуется какая-то консультация или совет, который пойдет на пользу, - никогда не избегу этой помощи. Никогда не оттолкну даже человека с улицы, если он захочет мне что-то подсказать. Знали бы вы, сколько идей я выслушиваю в последнее время, вплоть до бредовых! На улице, в заведениях, где доводится бывать, в магазинах...

 

     Нельзя избегать общения. И если я не хожу по редакциям и телестудиям, то только потому, что твердо стою на позиции: мне доверено дело, и его надо сделать. А уж потом рассказывать, какие мы умные. Или не очень...

 

     Знаю одно. Что бы ни советовали, все равно ответственность будет на мне. И последнее слово всегда будет за мной - в определении состава, в тренировочном процессе.

 

     - У победы много отцов, у поражения он только один - тренер. Готовы ли держать удар, если, не дай бог...

 

     - Так повелось - и не мне менять, что в поражениях виноват тренер. Коль скоро ты выбрал эту профессию, то должен принимать как должное и отрицательные ее стороны.

 

ВЕТЕРАНЫ НЕ ДАЮТ МНЕ ВОСПАРИТЬ В ОБЛАКАХ

 

     - У вас есть какие-то претензии к РФС?

 

     - Никаких. Мне футбольный союз только помогает. Вообще в сборной, как и в клубе, здоровый контакт между тренером и президентом исключительно важен. Если эта дорога - без ухабов, то получается московский "Локомотив". Клуб, на протяжении многих лет повышающий рейтинг и свой собственный, и российского футбола. Если же нет... Как возникают какие-то вопросы - садимся с Колосковым и Тукмановым и решаем. Назначение первого вице-президента РФС Симоняна начальником сборной тоже ведь никакой не пиаровский ход. Президент РФС обязательно приедет в Тарасовку при подготовке к игре. Скажем, не принял я предложения заключить новый контракт - но вовсе не потому, что между нами возникло какое-то недопонимание. Объяснил свою позицию Колоскову и Тукманову, и они ее поняли.

 

     - Чем журналисты в настоящий момент могут помочь и помешать сборной?

 

     - Скажу о помощи - возомните о себе, скажу о помехах - обидитесь (смеется). Если бы сам не побывал в шкуре тележурналиста на чемпионате мира, мог бы обижаться на вашего брата. Теперь - нет. Понимаю, что это - работа, тяжелая и нужная. Критику, конечно, никто не любит. И я прекрасно понимаю, что пока лишь набранные очки, победы, организация игры сборной заставляют некоторых писать в стол, но рано или поздно "радиоактивный дождь" на меня все равно прольется. Только меня этим не смутить. Главное - не озлобляться, а уметь находить в критике рациональное зерно.

 

     - Недавно вы ездили в Днепропетровск на 20-летие победы "Днепра" в чемпионате СССР. Такие вояжи как-то влияют на вашу работу в сборной?

 

     - Ездил туда с моими товарищами по команде ветеранов "Спартака". Здесь, в сборной, я главный тренер, но если бы заносчиво повел себя с друзьями, меня бы быстро осадили. Общение с этими людьми дает огромный эмоциональный подъем - вчера, например, встречался с Юрием Гавриловым, которому сделали давно необходимую операцию на ноге.

 

     - Ветераны помогают вам еще и тем, что говорят все как есть?

 

     - Именно так. Мой пиетет к ветеранскому футболу произрастает еще из самой первой и тогда единственной сборной СССР, где мне посчастливилось быть рядом с такими людьми, как Яшин, Стрельцов, Нетто, Бубукин, Понедельник, Численко... Память о тех встречах осталась на всю жизнь. Мне приятно было прочитать в одном из интервью вдовы Стрельцова Раисы, что в последние годы его жизни мы сдружились с Эдуардом Анатольевичем. Мне не очень понятно и очень неприятно, когда в воспоминаниях о нем акцент делается на застольных компаниях. Мы иногда и вечера, и ночи проводили просто за чашкой чая и за разговорами - о футболе и о жизни. Сейчас, будучи тренером сборной, я часто вспоминаю его слова.

 

     - Дай бог, чтобы они вдохновили вас на успех в матчах с Уэльсом.

 

Hosted by uCoz