GOLDEN FOOT

Во вторник поздно вечером в Монте-Карло была вручена новая премия Golden Foot, одним из организаторов которой стал "СПОРТ-ЭКСПРЕСС". По итогам всемирного голосования болельщиков в сети Интернет, в том числе и читателей "СЭ", первым лауреатом оказался итальянский форвард Роберто Баджо.

Роберто БАДЖО: "СПАСИБО, РОССИЯ!"

 

     После вручения премии Golden Foot организаторы устроили праздничный ужин, во время которого Роберто Баджо шел нарасхват. Пробиться к нему было архисложно, но пароль "Россия" сработал безотказно: ведь победа над Зиданом и Роберто Карлосом, Каном и Мальдини пришла к Баджо во многом благодаря читателям "СПОРТ-ЭКСПРЕСС", которые активным голосованием в Интернете поразили организаторов премии. Увидев свои фотографии и материал о себе в газете на русском языке, Роберто заулыбался и с удовольствием взял на память "СЭ", с которым не расставался потом до конца вечера.

     - Свое представление номинантов премии Golden Foot мы начали именно с вас. Выходит, угадали будущего победителя!

 

     - Мне очень приятно, что в России есть люди, которые столь высоко оценивают мою работу. Я благодарен вашим читателям за поддержку. В моем преклонном для футбола возрасте подобное признание приятно вдвойне.

 

     - Наш материал про вас назывался "Футбольный Рафаэль". За карьеру у вас было немало прозвищ, какое вам ближе всего?

 

     - Должен вам признаться, что вы не только угадали с победителем премии, но и попали в точку с Рафаэлем. Разве к подобному сравнению можно отнестись равнодушно? В тот или иной период моей карьеры ко мне приклеивалось то или иное прозвище, но Рафаэль осталось в моей памяти как самое приятное.

 

     - В России у вас гораздо больше поклонников, чем смогло выявить голосование в Интернете. Ладно бы вас уважали только болельщики-мужчины, так ведь и женский пол без ума от Баджо!

 

     - Даже если вы преувеличиваете, все равно приятно. Выходит, у вас футбольная страна, раз женщины так интересуются нашей игрой.

 

     - Долго ли еще почитатели таланта Роберто Баджо смогут любоваться его игрой?

 

     - Жизнь учит тому, что не стоит далеко забегать вперед. На сегодняшний день предполагаю, что новый сезон станет последним. Я хочу отработать его с полной нагрузкой. Но если по окончании сезона пойму, что силы еще остались, то не исключаю, что могу передумать и поиграть еще.

 

     - В настоящий момент вы проходите курс реабилитации после травмы. Когда можно ожидать вашего возвращения на поле?

 

     - Я только что закончил самый напряженный восстановительный этап, теперь могу приступить к работе с мячом. Надеюсь, что ко второму туру серии А буду готов поступить в распоряжение тренера.

 

     - Ваши задачи на предстоящий сезон?

 

     - Задача "Брешиа", за которую я играю, - сохранить место в серии А. Что касается меня лично, то хотелось бы выйти на рубеж "200" в графе "Забитые мячи".

 

     - Еще в самом начале интернетовского голосования великий Марадона сказал про вас, что Баджо - это и есть футбол. Как вам удается столько лет так высоко держать марку?

 

     - Наверное, секрет в том, чтобы любить свою работу и быть честным перед футболом и самим собой. За столько лет я не утратил трепетного отношения к футбольному мячу и к игре. В моих глазах футбол до сих пор остается игрой, а не смесью интриг с политикой.

 

БЕКХЭМА ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ

 

КАКИЕ НОГИ!

     Идея в принципе лежала на поверхности. В кино или шоу-бизнесе способ увековечивать великих изобрели давно. Многие поколения киноманов смогут совершать паломничество на Бульвар заходящего солнца в Голливуде, чтобы взглянуть на отпечатки ладоней Элизабет Тейлор или Пола Ньюмена. Рискнем предположить, что у популярности российской попсы век будет не столь долгим, но и нынешние эстрадные кумиры, ничтоже сумняшеся, оставляют потомкам свои следы возле гостиницы "Россия".

 

     Подарить Аллею звезд футболистам до сих пор не додумался никто. Разнообразными призами наиболее выдающиеся из них, конечно, не обделены - есть и всевозможные "Золотые бутсы", и европейский "Золотой мяч", и звание лучшего игрока мира, и награды, присуждаемые в рамках отдельных турниров. Премии, безусловно, почетные, а некоторые - и вовсе предел мечтаний для любого игрока. Но все же отмечаются ими конкретные достижения - такие, как классно проведенный чемпионат, особо удачный сезон, снайперские качества, проявленные в том или ином соревновании. Награды, призванной увенчать великую карьеру в целом, не существовало.

 

     Теперь у футбольных звезд есть свой Бульвар заходящего солнца. Точнее, его аналог, окрещенный Аллеей чемпионов и расположенный на набережной возле конференц-центра "Гримальди Форум" в Монте-Карло. В отличие от Голливуда "экспонатов" здесь пока совсем немного: свежие отпечатки всего пяти пар ног, оставленных там вечером во вторник. Зато каких ног!

 

ШОУ ОДНОГО АКТЕРА

 

     - Вы, наверное, удивитесь, но сегодня моему рекорду уделяют гораздо больше внимания, чем в то время, когда он был установлен. Тогда такого рода вещам как-то не придавали значения, и он остался почти незамеченным, - эти и впрямь удивительные слова корреспонденты "СЭ" услышали от Жюста Фонтэна. Легендарный француз, забивший в финальном турнире чемпионата мира 1958 года 13 голов (достижение, к которому до сих пор никто даже не приблизился!), - один из тех, кому выпала честь стать первыми лауреатами премии "Золотая нога". Учрежденная по инициативе коллег из итальянской La Gazzetta dello Sport, отныне она будет присуждаться ежегодно - при участии ведущих спортивных изданий мира, в том числе и нашей газеты.

 

     Победитель из числа действующих футболистов - один, выбирается он путем Интернет-голосования болельщиков из десяти номинантов. А еще в Монте-Карло будут оставлять отпечатки ног великие игроки прошлого. Для их определения никаких опросов не требуется - кто же станет оспаривать, например, нынешний выбор организаторов? Первыми помимо Фонтэна в "Гримальди Форуме" чествовали португальца Эйсебио, итальянца Джанни Риверу и аргентинца Диего Марадону. Что ни имя, то легенда - даже для тех, кто никогда не видел, как они играли.

 

     Четверо ветеранов и наследный принц Монако Альбер стали главными действующими лицами первой, дневной части действа под названием "Золотая нога", состоявшейся на Аллее чемпионов. Нет, не совсем так: главным все же придется признать лишь одного из них. Эту роль узурпировал Марадона, легко и непринужденно превративший церемонию в шоу одного актера. Сначала добрый час промариновал и оставил в итоге с носом зевак и журналистов, дежуривших у центрального входа гостиницы, куда он должен был прибыть. Великого и Ужасного так никто и не дождался - внутрь он проник каким-то потайным путем. Потом, уже у "Гримальди Форума", аргентинца столь же долго ждала толпа поклонников, большей частью итальянцев, стоически переносивших кошмарную жару. Игнорируя протокол, явился он последним, заставив ждать себя даже принца, и буквально ворвался в строй нарядных VIP-персон в мешковатой майке, штанах по щиколотку и кроссовках. После этого никого уже не удивило, что именно ему, младшему из четырех легенд, было предоставлено право первым впечатать ступни в свежий цемент. Заключив Его Высочество в объятия, попозировав фотографам и помахав восторженным фанатам, Марадона исчез столь же стремительно, как и появился.

 

РОНАЛДО? МОЛОДОЙ ЕЩЕ

 

     Второй, главный акт (или, скорее, серия, чтобы продолжить кинематографические аналогии), назначенный на тот же вечер в "Гримальди Форуме", ожидался, конечно, с большим интересом, чем первый. В полном соответствии с законом жанра организаторы до последней секунды держали в тайне имя первого обладателя "Золотой ноги" из числа действующих футболистов. Впрочем (в соответствии с теми же законами), уже к началу церемонии в зале, где она происходила, едва ли оставался хоть один человек, не знавший, что написано на листке в запечатанном конверте на столике у ведущих.

 

     В десятке, из которой выбирали лауреата болельщики разных стран (в том числе читатели "СЭ", проявившие немалую активность - по числу отданных голосов Россия уступила только Италии), личности - одна достойнее другой. И не так уж важно, что, скажем, Зинедин Зидан выиграл за карьеру все, что можно, а Габриэль Батистута - почти ничего. Дело не в регалиях: как верно подметил один булгаковский персонаж, Достоевский не был членом Союза писателей или какого-либо другого союза, но достаточно наугад открыть любую страницу его сочинений, чтобы убедиться - перед вами самый настоящий писатель. Так и с претендентами на "Золотую ногу" - хватит пяти минут игры, чтобы о любом из них сказать: это Футболист.

 

     - У нас многие спрашивают: "А где же, к примеру, Бекхэм? Почему нет Роналдо?" Ответ прост: да, это великие игроки, но они слишком молоды. Их время попасть в число наших номинантов обязательно придет, но позже. Нужна не только блестящая, но и долгая карьера. "Если хотите, эта премия - не для Леонардо Ди Каприо, а для Роберта Де Ниро", - пояснил нам концепцию "Золотой ноги" один из ее организаторов.

 

     При всем тумане, напущенном устроителями церемонии, для того, чтобы выяснить, кому предстоит сыграть роль Де Ниро, талантов Джеймса Бонда или Штирлица не потребовалось. Достаточно было с помощью ненавязчивых вопросов узнать, что Паоло Мальдини в Монако не отпускает "Милан", что Роберто Карлос с Зиданом, как и Павел Недвед, тоже заняты клубными делами и что, наконец, за несколько часов до награждения в Монако ждут вертолет, который доставит сюда Роберто Баджо. При таких подсказках не решить задачу с одним неизвестным умудрился бы только отпетый двоечник.

 

"ПРИЛЕТИТ К НАМ ВОЛШЕБНИК..."

 

     Был ли вертолет голубым, как в песенке из популярного мультика, мы не видели, но волшебник в нем прилетел самый настоящий. Как еще назвать человека, который чуть ли не в одиночку почти втащил Италию на верхнюю ступеньку чемпионата мира, творил чудеса в "Ювентусе", "Милане", "Интере" и "Скуадре адзурре", где и других кудесников всегда хватало, и, наконец, в свои 36 остается одним из самых популярных футболистов на Апеннинах, да и далеко за их пределами? Секрет своего футбольного долголетия Баджо продемонстрировал, едва приземлившись на земле монегасков. Даже те несколько часов, что выдались у него до начала награждения, он использовал, чтобы отправиться на тренировку - стадион предоставил в его распоряжение клуб "Монако".

 

     Пока будущий лауреат продолжал предсезонную подготовку, к "Гримальди Форуму" начали подтягиваться зеваки, надеявшиеся увидеть зрелище сродни голливудскому. Хотя, если уж продолжать кинематографические параллели, уместнее было бы говорить не о калифорнийской "Фабрике грез", а о римской Чинечитта: итальянская речь в этот вечер начисто заглушала здесь любую другую. Как бы то ни было, поглазеть праздношатающейся курортной публике было на что. В лучших оскаровских традициях к дверям конференц-центра вела красная ковровая дорожка, по которой шествовали участники и гости церемонии. Почувствовать себя на пару минут звездами смогли и авторы этих строк: представители газеты, чей логотип украшал афиши, билеты и программки, были приглашены на церемонию в качестве почетных гостей.

 

     Наш проход по выстеленному ковром коридору, как и следовало ожидать, никакого ажиотажа не вызвал - в отличие от появления других, более популярных персонажей. Джанни Риверу, суперзвезду велоспорта Марио Чиполлини или знаменитого мотогонщика Лориса Каперосси встречали бурными восторгами. В паузах зевакам скучать тоже не приходилось: туалеты и прически проплывавших мимо приглашенных дам, равно как и костюмы их кавалеров, изысканностью не уступали голливудским. Скромнее всех в расфранченной толпе держались, пожалуй, два человека, чья слава давно переросла любой воображаемый уровень. Эйсебио и Фонтэн в сторонке перебирали голы, которыми когда-то потрясали весь мир: "А помните, как вы забили венграм? Хотя нет, кажется, это были болгары... Ну да не важно - главное, гол вышел классный, до сих пор забыть не могу..."

 

ГОЛЬФИСТ МАРАДОНА И ШАНСОНЬЕ ФОНТЭН

 

     Чуть позже кое-чем из того, что вспоминали ветераны, смогла восхититься вся аудитория подземного конференц-зала (не удивляйтесь: в Монако, где каждая пядь земли поистине золотая, давно строят либо вверх, либо вниз): на огромном экране сменяли друг друга подвиги Эйсебио на ЧМ-66, фантастический проход Марадоны к воротам Шилтона в 86-м, мячи, которыми чуть не рвал сетки чужих ворот Фонтэн. И трогательные кадры из жизни спортивной школы для малообеспеченных детей, которую создал в Бразилии еще один виновник торжества - капитан золотой сборной-94 Карлос Дунга. Ему "Золотая нога" пока не досталась, зато все средства, собранные устроителями церемонии, достанутся его проекту. Кстати, и в дальнейшем сборы от мероприятий, связанных с премией, будут передаваться на благотворительные цели.

 

     ...Дело шло к полуночи, когда на Аллее чемпионов появился еще один отпечаток - рядом с великими предшественниками отметился наконец и Баджо. Каждому из пяти лауреатов вручили по настоящей золотой ноге - отлитому из благородного металла изображению человеческой ступни. Каждый сказал подобающие случаю слова, Фонтэн (между прочим, автор двух дисков) еще и спел песенку собственного сочинения, смысл которой сводился к следующему: не надейтесь, ребята, рекорд старины Жюста вам все равно не побить. А Марадона, так и не удосужившийся сменить майку с кроссовками на что-нибудь поприличнее, прямо на сцене сначала сыграл в гольф, а потом, ко всеобщему восторгу, пожонглировал футбольным мячом и запустил его в зал, едва не спровоцировав драку за драгоценный сувенир. После чего вновь будто в воду канул, не простившись и не дождавшись окончания шоу. Никто, похоже, не обиделся: у великих есть право на причуды.

Диего Армандо МАРАДОНА

Я ЗАСЛУЖИЛ ЭТУ НАГРАДУ

 

     Трудноуловимый в Монако Диего Марадона все-таки был пойман журналистами и поделился своим мнением по поводу происходившей церемонии и своего места в истории футбола.

     - Как вы относитесь к полученной награде?

 

     - Я проделал длинный путь, чтобы оставить свой след на набережной Монте-Карло. Какой смысл в том, что какой-нибудь актер оставляет свой след в Голливуде? Уж, наверное, отпечаток моей ноги ценнее, или нет? Я не знаю, можно ли считать меня лучшим футболистом мира, но многие люди именно так и думают. Я навсегда остался в сердцах болельщиков и горд тем, что смог принести им столько радости.

 

     - Вы по-прежнему предпочитаете итальянский клубный футбол всем остальным?

 

     - В Италии больше, чем в других странах, озабочены результатом игры. В Испании футбол, безусловно, зрелищнее, но обратите внимание: в решающие моменты испанцы хотят стать итальянцами. В Испании много говорят о футболе, восхищаются Роналдо и своими командами, а затем в финале Лиги чемпионов играют "Милан" и "Ювентус". Значит, в Италии не все так плохо, верно?

 

     - Кого бы сегодня вы могли назвать своим наследником?

 

     - Мой наследник сегодняшних дней? Назову Д'Алессандро. Я его главный болельщик. Он - будущее футбола. Однако он должен понять, что в этом будущем надо быть очень хорошо готовым физически, а как этого добиваться, надо учиться у европейцев.

 

     - Согласны с выбором Роберто Баджо?

 

     - В Италии сегодня все говорят о Дель Пьеро и Тотти. Это классные футболисты, но для меня первым номером был и остается именно Роберто Баджо. Другого такого таланта нет.

 

Hosted by uCoz