РОМАНЦЕВ ОСТАЕТСЯ НАЕДИНЕ С ПРОШЛЫМ

     Вчера губернатор Московской области Борис Громов принял отставку Олега Романцева с поста главного тренера "Сатурна"

 

Валерий АКСАКОВ: "ОТСТАВКА БЫЛА ПРИНЯТА ЗА 45 МИНУТ"

 

     Прокомментировать ситуацию корреспондент "СЭ" Леонид ТРАХТЕНБЕРГ попросил председателя наблюдательного совета клуба, спикера областной думы Валерия Аксакова.

 

     - Как я уже говорил вчера в интервью вашей газете, Олег Иванович из-за болезни не смог в субботу вылететь с командой в Испанию. Это обстоятельство меня, понятное дело, огорчило, хотя еще на втором предсезонном сборе в Турции, где мне удалось побывать, Романцев сетовал на здоровье. Тем не менее в душе я почти не сомневался, что он продолжит работу с командой. Когда же в минувшую пятницу генеральный директор клуба Назар Петросян сообщил, что Романцев останется в Москве, я, естественно, решил после выходных встретиться с ним, чтобы понять, насколько серьезно заболевание нашего тренера и сможет ли он в ближайшее время продолжить свою тренерскую деятельность в "Сатурне".

 

     - Когда именно состоялась ваша встреча?

 

     - В понедельник Романцев приехал ко мне на службу. Мы беседовали в течение 45 минут. Он признался, что его самочувствие оставляет желать лучшего, что не исключена даже операция на ноге. В сложившейся ситуации Олег Иванович не представляет для себя возможным оставаться на посту главного тренера ведущего подмосковного клуба.

 

     - Иными словами, попросил об отставке?

 

     - Да. И я немедленно передал его просьбу Борису Всеволодовичу Громову. Губернатор пошел навстречу авторитетному специалисту, и отставка была принята.

 

     - В ходе разговора с Романцевым, который длился ровно один тайм, вы касались темы сегодняшнего состояния дел в "Сатурне"?

 

     - Конечно. Олег Иванович весьма лестно отозвался и о селекционной работе, и о состоянии команды. По его мнению, если "Сатурн" на таком же уровне сумеет завершить подготовку к сезону, то подойдет к началу чемпионата во всеоружии.

 

     - Вы провели в Турции несколько дней: наблюдали за тренировками команды, видели ее матч с "Днепром". Каковы ваши впечатления?

 

     - Целостного впечатления получить не удалось по той простой причине, что в матче с "Днепром", в котором мы уступили 0:2, из-за травм не играли россиянин Базаев, бразильцы Жедер и Режис, аргентинцы Павлович и Гиньясу и еще несколько игроков, реально претендующих на места в основном составе. Между тем я отметил, что едва ли не на каждую позицию у нас теперь имеются по два квалифицированных исполнителя, а атмосфера здоровой конкуренции, как известно, любой команде идет только на пользу.

 

     - Перед началом прошлого сезона вы рекомендовали пригласить в "Сатурн" опытного вратаря Евгения Корнюхина, который в ходе чемпионата продемонстрировал блестящую игру и, по оценкам "СЭ", был признан лучшим голкипером турнира. Ну а нынче, на ваш взгляд, какую линию "Сатурна" стоило бы усилить и есть ли для этого необходимые возможности?

 

     - В усилении нуждается - и это не только мое мнение - линия нападения. Нам нужен, как принято сейчас выражаться, забивной форвард. Возможности для его приобретения есть. Что касается остальных линий, то они, на мой взгляд, сформированы из достойных игроков.

 

     - Если еще в Турции Романцев обмолвился о том, что у него не все благополучно со здоровьем, то, что бы вы сейчас ни говорили, наверняка мысленно прокручивали в голове экстренный вариант с заменой главного тренера.

 

     - Буду откровенным до конца: подобные мысли приходили. А уж теперь необходимость приглашения другого специалиста стала делом первостепенным. Очевидно для всех, что тянуть с решением этого вопроса никак нельзя. И мы решим его буквально в течение двух ближайших дней. Поэтому в среду после согласования кандидатуры нового главного тренера с губернатором рассчитываю вылететь в Испанию, чтобы представить футболистам человека, под руководством которого им предстоит продолжить подготовку к чемпионату.

 

     - Если не секрет, какие кандидатуры находятся сейчас в поле вашего зрения?

 

     - Пока мы рассматриваем пятерых специалистов - Валерия Газзаева, Владимира Федотова, Валерия Непомнящего, Вадима Никонова и Бориса Игнатьева.

 

     - Вместе с Романцевым осенью прошлого года в "Сатурн" пришли два ассистента главного тренера - Александр Тарханов и Сергей Павлов, а также группа административных работников. Какова теперь их судьба?

 

     - Во вторник встречаюсь с генеральным директором "Сатурна" Назаром Петросяном, после чего смогу ответить на вторую часть вашего вопроса. Что касается тренерского штаба, то его формирование - прерогатива нового главного тренера.

 

     - Надеюсь, в его выборе интуиция двух генералов - Громова и Аксакова - должна сыграть свою положительную роль.

 

     - Я тоже на это надеюсь.

КАНДИДАТ №1 - ИГНАТЬЕВ

     Кандидатом номер один на пост главного тренера "Сатурна" является экс-наставник сборной России, а ныне спортивный директор "Локомотива" Борис Игнатьев.

 

     Об этом специальный корреспондент "СЭ" Максим КВЯТКОВСКИЙ сообщает из испанского Бенахависа, где сейчас проходит сбор подмосковный клуб. Вполне возможно, что Игнатьев прибудет в Испанию в ближайшие дни, а пока тренировочными занятиями на сборе руководят Александр Тарханов и Сергей Павлов. Напомним, что в Бенахависе "Сатурн" будет работать до 28 февраля.

 

 

     Слухи об отставке Олега Романцева витали в воздухе уже несколько дней. Вчера они подтвердились: "Сатурн" второй раз за последний год рискнул расстаться с тренером в очень непростой момент.

 

     Виталий Шевченко, напомню, был отправлен в отставку за шесть туров до финиша прошлогоднего чемпионата, а сменивший его Олег Романцев написал заявление об уходе (такова корректная официальная версия размолвки) меньше, чем за месяц до старта нового чемпионата. И каким бы громким этот уход ни казался, он был предсказуемым.

 

     Дело, скорее всего, не в разболевшейся ноге Олега Ивановича, а в том, что предсезонная подготовка "Сатурна" была какой-то очень уж странной - по крайней мере при взгляде со стороны. Командная селекция своей интенсивностью напоминала тайфун. Она сопровождалась порывистыми решениями: настойчивое приглашение Ширко и внезапный отказ от его услуг, возвращение выставленного было на трансфер Рогачева, неудачная попытка вернуть Горшкова, Романцевым же изгнанного сразу после прошлого сезона. Спарринг-партнеры на контрольные матчи в Турции подбирались в последний момент - создавалось впечатление, что какое-либо планирование сборов отсутствовало вовсе. На смотринах у Романцева побывал целый сонм иностранцев, дубль уехал тренироваться на Кипр, а в двусторонних матчах "Сатурна" приходилось иногда выступать людям из егорьевского "Космоса", московской "Ники" и вратарю Герусу в роли форварда. При этом журналистам казалось, что с ними тренер общается не то чтобы неохотно, а, скажем так, не совсем искренне, добавляя загадочности происходящему в "Сатурне".

 

     Впрочем, взгляд со стороны не позволял судить о происходящем слишком категорично. Романцев образца 90-х успел приучить: вход в его тренерскую кухню всегда на замке, но блюда на выходе неизменно остры и пикантны. И на этот раз казалось: он знает что-то недоступное пониманию других, он убедил руководство в своей правоте, он "замутил" свой новый фирменный проект, собираясь снова удивлять - и побеждать!

 

     Но теперь есть все основания предположить: тренера Романцева не понимали не только сторонние наблюдатели, но и клубное начальство. И дело не только в его необъяснимых кадровых решениях. Одержимость Романцева на тренировках плохо сочеталась с периодами его "заблокированности" и недоступности, которые длились, говорят, по нескольку дней. А романцевская замкнутость (вам, мол, не понять того, что знаю я) в какой-то момент, не исключено, показалась хозяевам клуба обычной неадекватностью.

 

     В январе довелось брать у Олега Ивановича интервью в Турции. Тренер тогда даже внешне произвел очень хорошее впечатление: похудевший на полтора десятка килограммов, спокойный, по-рабочему злой. Но четкого ответа на вопрос, каким образом он собирается строить команду, не имея ее каркаса, тренер так и не дал. А теперь состоялось его увольнение - во многом знаковое, на мой взгляд. Не для "Сатурна" - для самого Романцева.

 

     Олег Романцев - символ российского футбола 90-х годов. Это определение подходит для него как нельзя лучше. Не только из-за титулов и регалий (хотя из-за них, разумеется, в первую очередь). Воплощением эпохи в футболе стали методы работы и линия поведения Романцева. Дверь в большую тренерскую жизнь ему приоткрыл Николай Старостин, а он ворвался туда со своими тренерским даром и вдохновением. И взлетел так, как не удавалось ни до, ни после никому другому.

 

     Романцев стал для "Спартака" всем - базисом и надстройкой, залогом успехов и стабильности, диктатором и движущей силой. А для российского футбола - эталоном тренера-творца и тренера-президента в одном лице. Чемпионские титулы и удачи в еврокубках задумывались и рождались им с невероятной стабильностью. Кому-то могло даже показаться - с легкостью. Но только сам Романцев ощущал их истинную цену. Пропуская через себя каждую из побед, он со временем перестал замечать, как футбольная жизнь иссушает его душу. И уходит вперед, оставляя тренера наедине со своим прошлым.

 

     В "Спартаке" он не боялся оказаться непонятым. Даже после того, как превратился из хозяина клуба в его сотрудника - пусть и ведущего. Заслуги тренера давали ему право на амбиции, которые перевешивали в глазах общественности честолюбие новых владельцев. Но из "Спартака", не забудем, он уходил не только опальным гением, а еще и тренером, проигравшим чемпионат и провалившим Лигу чемпионов, а потому в "Сатурне" должен был заново, как это для него ни парадоксально звучит, доказывать свою состоятельность, стартовать с нуля - с четких и адекватных шагов. А с этим у Романцева в "Сатурне" сразу возникли очевидные проблемы - и на исходе чемпионата, а затем и в межсезонье.

 

     Он в очередной раз не захотел или не смог меняться. Как не хотел или не мог, когда готовил сборную к поездке в Японию. Когда уникальным образом убирал из "Спартака" лидеров, не имея им равноценной замены (некоторые пробоины от тех решений не залатаны у красно-белых до сих пор). Когда, теряя контакт с игроками, не стремился обрести его вновь, веруя в превосходство хирургии над терапией.

 

     В какой-то момент знаменитый тарасовский совет научиться "резать мясо" превратился для Романцева едва ли не в единственное средство управления командой. И даже нашествие тренеров-иностранцев в Россию не подвигло его на переосмысление пройденного.

 

     Будет трагично, если великий некогда тренер вновь не обретет себя, если не поймет, что символы и громкие имена команды не тренируют, - и превратится из героя в изгоя. Похоже, Олегу Романцеву это еще предстоит понять.

 

Hosted by uCoz