ЧЕХАРДА С ПЕЧАЛЬНЫМ ИСХОДОМ

     Провал - только так можно охарактеризовать выступление сборной СССР в шестом чемпионате Европы.

 

     В предыдущем розыгрыше мы впервые не вошли в финальную четверку, и уже это было расценено как неудача. На сей раз - не преодолели даже группового этапа. Более того, финишировали последними в группе, в которой было не пять, а четыре команды и где в соперники сборной СССР достались далеко не гранды. 36 футболистов, выходивших на поле в шести матчах при двух тренерах, - такая чехарда ни к чему хорошему привести не могла. Это позже подобное станет для нас привычным, а тогда могло быть воспринято не иначе как ЧП.

 

     ЧЕ-80 стал первым, разыгранным в измененном формате: отныне за групповым этапом с разъездами следовал финальный турнир восьми команд, проводившийся в одной стране, причем организаторы - в данном случае итальянцы - от отборочных игр освобождались. Первый финальный турнир нового типа в истории европейских чемпионатов след оставил не слишком яркий - и по причине крайне низкой результативности (22 гола в 12 матчах), и из-за слабой посещаемости: в группе 1 больше 20 тысяч зрителей собрал только матч ФРГ - Голландия, в группе 2 исправно ходили лишь на матчи с участием хозяев. Да и финал в Риме прошел при далеко не заполненных трибунах Олимпийского стадиона, не говоря уже о поединке за третье место в Неаполе: итальянских болельщиков, мечтавших о золоте, бронзовый матч "Скуадры адзурры" завлечь на "Сан-Паоло" не смог. А УЕФА после этого решил впредь игр за третье место не проводить вообще.

 

 

За сборную СССР в отборочных матчах: чемпионата Европы выступали:

 

     Юрий АДЖЕМ ЦСКА, Михаил АН Пахтакор, Сергей АНДРЕЕВ СКА Р/Д, Александр БЕРЕЖНОЙ Динамо К, Владимир БЕССОНОВ Динамо К, Олег БЛОХИН Динамо К, Александр БУБНОВ Динамо М, Леонид БУРЯК Динамо К, Владимир ВЕРЕМЕЕВ Динамо К, Юрий ГАВРИЛОВ Спартак, Николай ГОНТАРЬ Динамо М, Владимир ГУЦАЕВ Динамо Тб, Виталий ДАРАСЕЛИЯ Динамо Тб, Ринат ДАСАЕВ Спартак, Юрий ДЕГТЯРЕВ Шахтер, Василий ЖУПИКОВ Торпедо М, Владимир КАЗАЧЕНОК Зенит, Давид КИПИАНИ Динамо Тб, Анатолий КОНЬКОВ Динамо К, Вахтанг КОРИДЗЕ Динамо Тб, Александр МАКСИМЕНКОВ Динамо М, Александр МАХОВИКОВ Динамо М, Манучар МАЧАИДЗЕ Динамо Тб, Сергей НИКУЛИН Динамо М, Хорен ОГАНЕСЯН Арарат, Сергей ПРИГОДА Торпедо М, Юрий РОМЕНСКИЙ Динамо К, Александр ХАПСАЛИС Динамо К, Вагиз ХИДИЯТУЛЛИН Спартак, Шота ХИНЧАГАШВИЛИ Динамо Тб, Федор ЧЕРЕНКОВ Спартак, Юрий ЧЕСНОКОВ ЦСКА, Сергей ШАВЛО Спартак, Рамаз ШЕНГЕЛИЯ Динамо Тб, Сергей ЮРЧИШИН Карпаты, Георгий ЯРЦЕВ Спартак.

 

     Старшие тренеры: Никита СИМОНЯН, Константин БЕСКОВ.

 

 

 

Юрий ГАВРИЛОВ. Он был одним из тех, кого привлек в сборную Константин Бесков, призванный спасать ее в отборочном цикле ЧЕ-80 на два последних матча. Но в Италию наши так и не попали.

 

     - В сборную вас взял в 78-м еще Никита Симонян. Но ставил только на товарищеские матчи. Не смогли вписаться в команду?

 

     - Хотя в сборной было много знакомых (Маховиков, Бубнов, Хидиятуллин и другие), но с некоторыми сложностями столкнулся. Главное - у Константина Ивановича в "Спартаке" я играл в другой футбол. Его можно было назвать интеллектуальным, очень большую роль играли тактика, мысль. А в сборную игроки подбирались по несколько иным критериям - требовались прежде всего надежность, мобильность. Можно сказать, что в сборной я вернулся к тому футболу, в который играл еще до "Спартака", в полузащите "Динамо". Бесков же мне очень быстро нашел другое применение - поставил "под нападающими". Это было довольно ново для того футбола. Приблизительно так же, кажется, играл только Кипиани в Тбилиси, а в остальных командах позиции "под нападающими" еще не было. Буряк то выдвигался вперед, то отходил глубоко назад... Мои действия в "Спартаке" были на 70 процентов атакующими, на 30 - оборонительными. Именно в такой игре от меня было больше всего пользы. А в сборной меня снова поставили в полузащиту (схема была 4-4-2), и я должен был пахать по полной. К примеру, несколько раз мы должны были менять друг друга с Володей Бессоновым - значит, и действовать мне следовало в его ключе. Но физически меня на это не хватало. Да и навыка действий в обороне, отбора мяча не было. В такой игре я просто терялся на поле - и не в атаке вроде, и не в защите...

 

     - По составу сборная Симоняна являла собой смесь разных школ, стилей.

 

     - В сборной играли, конечно, лучшие, но все - в разный футбол. Такая вот сборная солянка. Не было взаимопонимания. Такого, как, к примеру, у нас с тем же Ярцевым, - когда спинным мозгом я чувствовал все его перемещения, а он - мои, и все делалось автоматически. Это и называется сыгранность.

 

     - После первых четырех отборочных матчей, в которых сборная набрала 4 очка, на последние две игры пригласили Бескова. Что изменилось?

 

     - Бесков, естественно, попытался изменить игру, стал приглашать больше спартаковцев. Появились Шавло, Черенков, вернули в состав меня. Но в основном команда осталась прежней. Ясно, к примеру, что Бережной - не игрок Бескова. Надежный, но в подыгрыше - не очень. Но прийти в сборную и начинать сразу с чистки было бы не совсем корректно. Сложная ситуация...

 

     - Начали вы с Бесковым удачно: первый матч - товарищеский, с ГДР - сборная выиграла - 1:0, а вы забили гол.

 

     - Зато следующий, официальный, проиграли грекам - не использовали несколько моментов и пропустили на контратаке.

 

     - Разбор игры состоялся? Это ведь любимое занятие Константина Ивановича было?

 

     - Кажется, состоялся. Но что толку? Бесков мог сделать какой угодно тщательный разбор, сказать, как действовать там-то и там-то, но в своих-то командах ребята привыкли играть по-другому. Позже, после отборочных, у Бескова уже было время создать свою команду. Пришли игроки, удачно вписавшиеся в спартаковский стиль - те же Чивадзе с Сулаквелидзе... И игра пошла! (В 1980 году сборная провела сезон отлично: 8 побед и 1 ничья; олимпийская команда Бескова тогда же выиграла 5 матчей и уступила в одном. - Прим. ред.)

 

     - Последний отборочных матч уже ничего не решал. И все же домашняя ничья с финнами воспринималась как позор.

 

     - В Лужниках по морозцу играли, вели - 2:0, потом пропустили, зачем-то полезли вперед и на контратаке пропустили второй. Кажется, с края Бережного нам забили...

 

     - Может быть, все несчастья - из-за накачек? В товарищеской же игре сборная Симоняна в 78-м тех же финнов 10:2 обыграла...

 

     - По товарищеским мы были, как говорится, чемпионами мира. Конечно, против нас иногда выставляли слабые составы, экспериментальные. Но и играли мы совсем не так, как в официальных матчах, - раскрепощенно, свободно. А накачки были в сборной всегда. На базу в Новогорск постоянно приезжали из спорткомитета. ..

 

     - Но перед важнейшей игрой с греками Бесков должен был разогнать всю эту камарилью!

 

     - Да не мог! Верховодили-то в сборной эти самые начальники. Руководители спорткомитета совались к нам постоянно. Приезжали: мы советские люди, выиграли войну, вы должны, обязаны... Психологически это очень давило. Мы и так чувствовали ответственность, а когда еще на голову капают - мол, в случае невыполнения задачи будут применены санкции (читай - выгонят из команды)... Люди выходили на матчи с дрожью в коленках: не дай бог, проиграем. Эта мыслишка, как заноза, торчала все время, поэтому боялись ошибиться, вот и играли попроще, понадежнее. И я в том числе, хотя по своему амплуа обязан был рисковать, делать острые передачи.

 

Hosted by uCoz