ЧМ-2010 ПРОЙДЕТ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ

     Африканская премьера чемпионата мира по футболу состоится через шесть лет в ЮАР.

 

     Это стало известно после субботнего голосования в Цюрихе 24 членов исполкома ФИФА. Южная Африка победила уже в первом туре, получив 14 голосов. Кандидатуру Марокко поддержали 10 человек. Египет, который в отчете инспекционной комиссии ФИФА значился на второй позиции вслед за ЮАР, не набрал ни одного голоса.

 

     Еще два претендента - Тунис и Ливия - в выборах не участвовали. Они рассчитывали на совместное проведение чемпионата, но президент ФИФА Зепп Блаттер твердо высказывался против этого. Он ссылался на положение в уставе организации, не допускающее устройство турнира силами нескольких стран, если есть желающие принять его в одиночку. В письме от 30 апреля Тунис уведомил ФИФА, что официально снимет свою кандидатуру, если исполком на заседании 14 мая подтвердит данную позицию. Что и произошло. Ливия же, возможности которой были критически оценены инспекторами ФИФА, была отстранена от выборов незадолго до голосования, поскольку, как сообщили информационные агентства, отказалась принять у себя сборную Израиля в случае, если та попадет в финальный турнир. В пресс-релизе ФИФА деликатно отмечается, что ливийская кандидатура "не отвечала всем критериям".

 

     После того как президент Блаттер огласил итоги голосования, на трибуну в Центре международной торговли Цюриха со слезами радости на глазах поднялся 86-летний Нельсон Мандела, один из трех лауреатов Нобелевской премии мира, прилетевших в Швейцарию поддержать южноафриканскую кандидатуру (двое других - последний белый президент ЮАР Фредерик де Клерк и архиепископ Кейптауна Десмонд Туту). Мандела подчеркнул, что предоставление мирового чемпионата - лучший подарок для народа страны, отмечающей десятилетие первых в своей истории нерасовых выборов.

 

     Нынешний президент ЮАР Табо Мбеки также приезжал в Цюрих. В пятницу он принял участие в презентации южноафриканской кандидатуры, после чего вернулся на родину. Когда стали известны итоги голосования, президент вышел к толпе, собравшейся перед штаб-квартирой правительства в Претории, поднял бокал шампанского и бросил клич: "Выходим на улицы и празднуем!" В минувший уик-энд по всей стране состоялись народные гулянья.

 

РАДУЕТСЯ СТРАНА РАДУГИ

АФРИКА. Обещанного три года ждут. Это - на русский лад. Но именно столько Африка и ждала ЧМ-2010 после того, как ФИФА официально объявила, что турнир пройдет в одной из стран Черного континента. Теперь решено: этой страной будет ЮАР.

 

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА СОРВАЛАСЬ

 

     Попытки заполучить мировое первенство предпринимались государствами Африки и раньше. Так, Марокко уже в четвертый раз выдвигало свою кандидатуру на замещение вакантной должности хозяйки главного футбольного турнира. Эта страна боролась и четыре года назад за право принять у себя ЧМ-2006. Тщетно. А Египет, Гана и Нигерия после неутешительных выводов инспекторов ФИФА тогда свои кандидатуры сняли. ЮАР же была необычайно близка к победе, да проиграла на выборах в исполкоме ФИФА один голос Германии. И это несмотря на то, что южноафриканскую кандидатуру активно лоббировал сам президент Зепп Блаттер, подчеркивавший, что Черный континент заслужил мировое первенство достигнутым в футболе прогрессом, а конкретно бывшее государство апартеида - демократическими преобразованиями.

 

     Все решил новозеландец Чарльз Джек Демпси. Вопреки инструкциям Конфедерации футбола Океании он воздержался от голосования и тем самым фактически поддержал Германию. Европейская страна победила со счетом 12:11. Проголосуй 78-летний новозеландец так, как ему было предписано, количество голосов оказалось бы равным и решающим стало бы мнение Блаттера, не скрывавшего, на чьей стороне его симпатии. В Африке страшно возмутились, полагая, что дело нечисто. Успокоились только после того, как получили от ФИФА заверения, что ЧМ-2010 пройдет в африканской стране. Оставалось выяснить, в какой именно.

 

ПОМОГЛИ РАЗНЫЕ АМЕРИКИ

 

     И вот май 2004-го. Цюрих. Тот же Центр международной торговли, в котором четырьмя годами ранее грустили юаровцы. Теперь они ликуют. Их страна в первом же туре набрала более 50 процентов голосов, что и было необходимо для победы. Из 24 членов исполкома ФИФА кандидатуру ЮАР поддержали 14, Марокко - 10, за Египет, который в рейтинге инспекционной комиссии ФИФА значился вторым после Южной Африки, не проголосовал никто.

 

     Голосование было тайным, так что известно лишь распределение мнений по конфедерациям. Европейцы разделились: четверо - за ЮАР, столько же за Марокко. Очевидно, что за арабскую страну отдали свои голоса француз Мишель Платини и испанец Анхель Мария Вильяр - оба открыто ее поддерживали. Разделение и у азиатов - 2:2. Представители Африки - президент Африканской конфедерации футбола (КАФ) Исса Айяту, тунисец Слим Алулу, малиец Амаду Диаките и ботсванец Исмаэль Бхамжи - единым фронтом выступили за Марокко. Причем Бхамжи родился в ЮАР. Но футбольная федерация этой страны, изменив изначальную позицию, в начале года в Тунисе не поддержала его на выборах президента КАФ. Бхамжи расценил это как удар в спину.

 

     Победу же Южной Африке принесли два голоса КОНКАКАФ, включая американца Чака Блэйзера, два голоса Океании и четыре - Южной Америки. Как не вспомнить, что в 2000 году Бразилия сняла свою кандидатуру в пользу ЮАР в обмен на обещание поддержать ее в будущем? Борьба за крупнейшие спортивные соревнования - большая политика, а в ней не обойтись без кулуарных переговоров, компромиссов, интриг и прочих дипломатических ходов.

 

БУРЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ РЕГБИ

 

     Тем более что такой турнир, как чемпионат мира по футболу, сулит серьезные экономические выгоды - в большей степени даже на долгосрочную перспективу, поскольку страна постарается показать себя во всей красе потенциальным иностранным инвесторам.

 

     По оценке Комитета по продвижению южноафриканской кандидатуры, ЧМ-2010 позволит создать 160 тысяч новых рабочих мест, при том что в ЮАР безработицей охвачены более 30 процентов трудоспособного населения. Неизбежен наплыв туристов, причем не в обычный период их паломничества - в июне-то в Южном полушарии начинается зима. Расходы на проведение чемпионата оцениваются в 476 миллионов долларов, из которых 112 миллионов потребуются на строительство и модернизацию стадионов.

 

     В целом со стадионами в ЮАР дела обстоят неплохо. Во всяком случае, значительно лучше, чем у ее вчерашних конкурентов. Уже сегодня отвечают нормам ФИФА стадионы "Эллис Парк" в Йоханнесбурге (примерная вместимость 60 000), "Кингз Парк" в Дурбане (60 000) и "Нью Лэндз" в Кейптауне (40 000). Подлежат обновлению "Соккер Сити" в Йоханнесбурге (94 700), "Лофтус Версфелд" в Претории (45 000), "Фри Стэйт" в Блумфонтейне (40 000), "Оппенгеймер" в Оркни и "Ройял Бафокенг Спорте Пэлэс" в Рюстенбурге (40 000). Будут сооружены (все ориентировочно в 2007 году): "Порт-Элизабет" (50 000) и "Кимберли" (40 000) в одноименных городах, "Рэйнбоу Джанкшн" в Претории (41 000), "Мбомбела" в Нейлспрейте (40 000). Кроме того, полностью перестроят стадион "Питер Мокаба" (40 000) в Питерсбурге-Полокване, что в северной провинции Лимпопо.

 

     В ЮАР немало экономических проблем, связанных с социальным неравенством, которое к тому же носит расовый оттенок. И все же экономика страны, площадь которой превышает площадь Германии, Франции и Италии вместе взятых, неизмеримо более развита, чем у какого-либо другого государства Африки. В ЮАР сосредоточено порядка половины энергетических мощностей и автомобильного парка континента, 60 процентов телефонных абонентов. В ее недрах три четверти мировых запасов золота, она среди мировых лидеров по добыче алмазов, платины, хрома, ванадия, марганцевых руд, располагает высококвалифицированными специалистами в различных областях.

 

     Правда, инспекторы ФИФА подвергли сомнению оптимистичные прогнозы южноафриканцев относительно реализации билетов и, соответственно, заполнения стадионов во время ЧМ-2010. Кубок Африки-96, на котором мне довелось побывать, показал, что темнокожее население, горячо любящее футбол, но ограниченное в денежных средствах, посещало исключительно матчи с участием своей сборной. Многие белые - прежде всего африканеры (буры) - к футболу относятся сдержанно. Их сердца отданы регби, и неудивительно, что во время Кубка мира-95 по этому виду спорта стадионы ЮАР были забиты битком.

 

ЧЕТВЕРТАЯ ПИРАМИДА НЕ ПОМОГЛА

 

     Египет же напирал на то, что, если ЧМ-2010 доверят ему, народ повалит на футбол. На плато Гиза, где высятся три пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина, - возникла четвертая, сложенная из петиций с 22 миллионами подписей в поддержку кандидатуры страны. Ее представители также подчеркивали исторические заслуги Египта перед африканским футболом. Он первым на континенте - еще в 1923 году - вступил в ФИФА, а спустя 11 лет участвовал в первом мировом чемпионате.

 

     14 мая состоялась заключительное представление кандидатур. Многие тогда сочли наиболее убедительной именно египетскую презентацию. Тем не менее день спустя Страна фараонов получила круглый ноль. "Все хвалили нашу презентацию, - заметил координатор египетского проекта Хиссам Азми. - А толку-то? Обещаний было 24. Но считают не их, а поданные голоса".

 

     По мнению газеты "Аль-Ахрам", Египет слишком поздно ввязался в активную борьбу, а также в недостаточной мере использовал свои международные связи, чтобы "понравиться крупным компаниям, крестным отцам мирового спорта". Не хватило и крупной политической фигуры, которая бы "проталкивала" кандидатуру. Бывший генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали по неким личным причинам от роли свадебного генерала отказался, так что в Цюрихе оставалось уповать только на обаяние голливудской звезды Омара Шарифа, египтянина по происхождению.

 

     В то же время на помощь кандидатуре ЮАР пришли сразу три лауреата Нобелевской премии мира, внесшие огромный вклад в уничтожение системы апартеида: первый черный президент Нельсон Мандела, последний белый глава государства Фредерик де Клерк, а также архиепископ Десмонд Туту. На стороне южноафриканцев выступили и известные футболисты. Как и четыре года назад, за ЮАР ратовал Роже Милла. Вновь был мобилизован Пеле - на сей раз, правда, не бразилец, но тоже знаменитость: ганец Абеди Пеле. Наконец, не обошлось без рекламного завсегдатая Дэвида Бекхэма.

 

ФУТБОЛ - ОТДУШИНА ДЛЯ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ

 

     Безусловно, политический аспект присутствовал. И был он весомым, что косвенно признал сам Блаттер. Оглашая результаты голосования, президент ФИФА заявил: "Решение было принято на основе различных соображений - одни руководствовались техническим досье, другие исходили из прочих моментов. Что касается меня, то полагаю, что Южная Африка - прекрасный пример многорасового общества".

 

     В ЮАР проживают 44 миллиона человек. 75,2 процента населения составляют черные, 13,6 процента - белые, 8,6 процента - цветные, то есть люди смешанного происхождения, 2,6 процента - индийцы. За многорасовость, этническую мозаичность, а заодно и многообразие природы ЮАР в туристических буклетах, как и в политических материалах, давно прозвали страной-радугой. И новый государственный флаг подавался при его утверждении как символ, отражающий присущую стране пестроту. Вообще-то во флаге не семь, как в радуге, а шесть цветов: вместо оранжевого и голубого наличествует белый. Но это, согласитесь, мелочи.

 

     Нельсон Мандела, которому в июле исполнится 86, в Цюрихе, когда объявили о победе Южной Африки, произнес речь. Он не преминул сказать, что футбол даже в самые тяжелые годы служил соединяющим элементом между народами страны и что эта игра была единственной радостью для политзаключенных тюрьмы на острове Роббен, где за ходом чемпионатов мира следили по радио. Мандела провел в заточении 27 лет, из которых 18 - на Роббене.

 

БЛАТТЕР НЕ ЛЮБИТ МАРОККО?

 

     Марокко, к слову, тоже разыгрывало политическую карту, толкуя об открытости и терпимости своего общества. Выступая на стороне географических соседей, бывший премьер Испании Фелипе Гонсалес отстаивал тезис о том, что выбор в пользу североафриканской страны "позволит навести мост между западной и мусульманской цивилизациями". Когда же такой выбор сделан не был, марокканский журналист даже надерзил президенту ФИФА: "Господин Блаттер, вы не любите Марокко!" В свою очередь, Сайд Нейжар, член комитета по продвижению марокканской кандидатуры, заметил: "Сказался вес Блаттера. Это он повлиял на итоги голосования. Он хозяин ФИФА и решает там все". Уроженец Марокко и полпред этой страны Жюст Фонтэн, который, забив 13 голов на ЧМ-58, удерживает с тех пор рекорд результативности чемпионатов мира, с горечью констатировал: "Мы думали, что речь идет о спорте, а был, как обычно, бизнес". Пресса же утверждала, что выборами якобы манипулировали США и Англия.

 

     В Тунисе тоже разочарованы. Министерство спорта распространило по каналам агентства ТАР заявление, в котором выразило "глубокое сожаление" в связи с отказом исполкома ФИФА согласиться на принцип проведения ЧМ-2010 силами двух стран. После этого Тунис снял свою кандидатуру. Впрочем, как признали его представители, то была чистая формальность: еще двумя неделями ранее было известно, что страна в выборах участвовать не будет.

 

     Тунис хотел бы принять чемпионат совместно с Ливией. Он признавал, что в одиночку ему турнир не потянуть из-за недостатка средств. Вместе с тем, как отмечается в заявлении министерства спорта, ФИФА получила заверения, что проблем, с которыми она столкнулась до ЧМ-2002 и во время него, удалось бы избежать, потому что, в отличие от Кореи с Японией, Тунис и Ливия были готовы создать единый организационный комитет. Тунисские СМИ, в свою очередь, упрекнули Блаттера в том, что с самого начала избирательной кампании не было ясно и четко сказано: совместная организация чемпионата мира недопустима.

 

     Досада проигравших понятна. Тем не менее президент ЮАР Табо Мбеки получил из государств-конкурентов поздравления и заверения в африканской солидарности. Через шесть лет далекая страна у мыса Доброй Надежды неминуемо станет ближе и всем нам. Такова уж сила футбола.

 

Hosted by uCoz